Консультация юриста.

Вопрос: Как можно перевести на обучение дома ребенка с диагнозом эпилепсия и умственная отсталость или забрать документы из школы, не нарушая прав ребенка на образование?

Ответ:
Правовую основу организации обучения на дому детей-инвалидов, составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
В соответствии с п. 6 ст. 5 ФЗ "Об образовании" государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Согласно п.1 ст. 10 ФЗ "Об образовании" предусмотрено, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
В п. 1 ст. 52 "Об образовании" указано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка.
Согласно п. 4 ст. 52 Закона об образовании родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 "Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года N 861, для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образования и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в Письме Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 «О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы». Данное Постановление может быть применено, по аналогии, и к другим детям, родители которых избрали своим детям форму обучения вне образовательного учреждения (например, это касается затрат, компенсируемых органами управления образованием, на самостоятельное обучение детей-инвалидов).
Согласно пунктам с 3 по 6 Постановлению Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 обучение на дому осуществляет образовательное учреждение, находящееся ближе других к месту жительства ребенка. Зачисление ребенка в образовательное учреждение осуществляется на общих основаниях.
Вместе с тем для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. Собственно обучение на дому осуществляют специалисты из числа педагогических работников конкретного образовательного учреждения. Они же оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ.
Родители (законные представители) при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно могут приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением также могут участвовать совместно с уже работающими с конкретным ребенком педагогами в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида (прием экзаменов)
В соответствии с пунктом 8 указанного Постановления, родители имеют право самостоятельно осуществлять обучение своих детей в рамках государственных образовательных стандартов. В этой связи важно отметить, что, если обучение и воспитание детей-инвалидов осуществляется на дому их родителями (законными представителями) самостоятельно, органы управления образованием должны компенсировать затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
В последнее время широкое распространение получило организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Дистанционное обучение - целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 N 137 (далее - Порядок).
Получение общего образования в форме экстерната организуется на всех трех ступенях общего образования в соответствии с типом и видом образовательного учреждения. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме экстерната в контингент обучающихся не зачисляются, но учитываются в отдельном делопроизводстве. Для прохождения обучающимся промежуточной аттестации в форме экстерната родители (законные представители) предоставляют в образовательное учреждение соответствующее заявление. (Приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 N 1884 (ред. от 17.04.2001) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната").
Если несовершеннолетний экстерн не прошел промежуточную аттестацию, то он продолжает обучение в очной форме в установленном порядке. При организации экстерната образовательное учреждение не проводит с экстерном в инициативном порядке систематических занятий и воспитательной работы.
Учебные занятия для экстерна, могут проводиться только по его желанию, в качестве платной дополнительной образовательной услуги, организуемой в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г. № 505.
Таким образом: родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения.
Обучение на дому возможно в следующих вариантах:
1. надомное обучение осуществляют специалисты из числа педагогических работников конкретного образовательного учреждения, основанием является заключение лечебно-профилактического учреждения (по медицинским показаниям);
2. семейное образование - предполагает самостоятельное освоение общеобразовательных программ, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в конкретном образовательном учреждении;
3.в форме экстерната или обучение дома с использованием дистанционных образовательных технологий. Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
В независимости от выбранного варианта, в целях осуществления контроля (аттестации) за освоением, обучающимся основных общеобразовательных программ ребенок должен быть закреплен за государственным образовательным учреждением, так же с целью получения свидетельства об окончании школы государственного образца.
Для перевода ребенка на надомное обучение, законному представителю (родителю) необходимо:1. собрать все медицинские справки для оформления обучения по медицинским показаниям; 2. предоставить администрации школы медицинскую справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому; 3. написать заявление на имя директора образовательного учреждения о переводе на надомное обучение; 4. подписать договор об обучении на дому с образовательном учреждением. На основе представленных документов будет издан приказ по школе о переводе на надомное обучение.
Для перевода на семейное образование родителю необходимо: написать заявление о переводе на семейное образование, подписать договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося. Более подробнее о необходимых документов, о порядке аттестации, о компенсации, можно узнать в местном департаменте образования, так как данный вопрос регулируется на региональном уровне.
Рекомендации: выбирайте подходящий вам вариант обучения (исходя из вашего письма вам лучше выбирать 1 или 2 вариант, ребенком будут заниматься как и преподаватели, так и дефектолог по вашему усмотрения и при этом сможете получать денежную компенсацию от государства), собирайте документы и переводите ребенка на обучение на дому. Ели администрация школы будет возражать, помните, что выбирать формы обучения ребенка - это ваше право, при нарушении данного права можете обращаться с жалобой в департамент образования, в прокуратуру или в суд на действия или бездействия администрации школы.

 

 

2 комментария

  1. admin:

    Большое спасибо юристам за помощь и консультацию!

  2. Татьяна П:

    Спасибо за работу и ваши консультации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *