Особенности работы школьного педагога с детьми, страдающими эпилепсией.

от Наталии Ефименко (Карпа).

Здравствуйте друзья и участники проекта "Не Бойся".

В рамках образовательной программы мы хотим донести информацию о том, что многие дети, страдающие эпилепсией, могут обучаться в обычных школах и детских садах.

Социологический опрос показал, что большинство учителей испытывает страх, растерянность, не знают, как оказать первую помощь при приступе.

Большинство родителей умалчивают о проблеме и не ставят в известность классного руководителя о заболевании.

Для школы, колледжа, института и т д. очень важно, чтобы учитель как можно больше знал об этом заболевании и при необходимости умел оказать первую помощь.

Так как мне небезразлична данная проблема, я написала   работу по данной теме.

Мою работу включили в сборник статей для учащихся и педагогов института ВЭГУ, в котором я учусь.

Высылаю ее Вам, чтобы психологи, педагоги, воспитатели посещающие сайт, как можно больше знали об эпилепсии.

Н.В.Ефименко

Особенности работы школьного педагога с детьми, страдающими эпилепсией.

Воспитание и обучение детей, страдающих эпилепсией, в нашей стране сопряжено со многими трудностями. Это связано с тем, что патогенез этого заболевания еще пока находится в стадии изучения, и дать подробные советы, одинаково годные для любого ребенка, страдающего эпилепсией, невозможно, т.к. каждый случай сугубо индивидуален.

Кроме того, эпилепсия является одним из наиболее стигматизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Распространенное в обществе мнение о том, что эпилепсия - психическое заболевание, ошибочно. Согласно международной классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ-10), эпилепсия является расстройством неврологическим [2]. У больных могут формироваться вторичные (неврозоподобные и психопатоподобные) нарушения психической деятельности, но в большинстве случаев это связано не с течением болезни, а с психологическими и социальными проблемами, которые зачастую приводят эпилептика к вынужденной дезадаптации. А.В.Островская пишет: «В ряде случаев психологические и социальные проблемы для больных эпилепсией являются более серьезными, чем приступы. Часто это накладывает ограничение на функционирование личности и как следствие приводит к снижению качества жизни» [1, с.114]. Недостаточная информированность среди населения об истинной природе эпилепсии приводит к такому явлению, как стигматизация [3].

Особенно трагично, если болезнь появилась в детском возрасте, когда у человека только формируется отношение к себе и к окружающему миру. У ребенка - эпилептика представления о себе и о картине мире искажены. Он чаще, чем другие,  сталкивается с насмешками, отчуждением, пренебрежением, агрессией,  снисходительной жалостью. Печально, что и педагоги иногда занимают неправильную позицию, отказываясь принимать таких детей в детские сады, школы, стараясь перевести их на домашнее обучение. Родители, стараясь оградить нервную систему ребенка от перенапряжения, также ограничивают его деятельность, зачастую «перегибая палку».

К сожалению, все эти действия, как показывает практика,  в большей мере приводят не к ожидаемой пользе, а только лишь к развитию многих комплексов, которые, в свою очередь, могут в дальнейшем привести к аутостигматизации. Ребенок начинает испытывать стыд, затруднения при общении, у него понижена самооценка. Однажды столкнувшись с явлением стигмы, он подсознательно ожидает и боится ее [3].

Чтобы предотвратить это, необходимо понять: дети, страдающие эпилепсией, нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особой поддержке со стороны коллектива и, в том числе, педагогов. Преподаватели в школах, несомненно,  должны быть хорошо информированы. Они должны не только правильно ориентироваться в тех случаях, когда случается эпилептический приступ, но и знать о тех специфических характерологических расстройствах, которые могут возникать у детей, страдающих эпилепсией, правильно понимать их действия, поступки, поддерживать здоровую эмоциональную обстановку  в классе, не допускать агрессии.  Это очень важно, т.к. от учителя зависит формирование личности, характера, отношения  ребенка к себе и окружающим, и, следовательно, его социальные установки и место в обществе.

Так что же  делать педагогу, если в его классе оказался ребенок с диагнозом «эпилепсия»? Прежде всего - не пугаться и не паниковать. Если ребенок посещает обычную (не специализированную) школу - значит, ему это не противопоказано.

В первую очередь, необходима доверительная беседа с родителями ребенка. Педагог должен выяснить,  как часто происходят приступы, какой они имеют характер, как влияет течение болезни на формирование личности. Также педагогу необходимо знать, какие противоэпилептические препараты принимает ребенок, как  оказать первую помощь при приступе и как при необходимости связаться с родителями или ближайшими родственниками.

Если эпилептический приступ все же произошел, не надо пугаться и кричать. Чтобы ребенок не нанес себе ушибов и повреждений, его нужно уложить на что-то мягкое, поддерживая голову руками.  Рекомендуется удалить из зоны действия все опасные предметы, а также попытаться, насколько возможно, освободить ребенка от одежды (расстегнуть рубашку, ослабить ремень).  Нельзя оставлять ребенка одного во время приступа.

Распространено мнение, что во избежание прикуса языка нужно вложить в рот эпилептику ложку или другой похожий предмет, обернутый мягкой тканью. Однако в последнее время многие специалисты не рекомендуют  этого делать. Н.А. Шнайдер, профессор, доктор медицинских наук,  руководитель Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, пишет: «Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе» [4].  Также не нужно заливать в  рот никакой жидкости до тех пор, пока приступ не закончится.

Необходимо срочно позвонить родителям ребенка или его близким родственникам. Вызывать «скорую помощь» нужно далеко не всегда, а только в следующих случаях:

1)    если  продолжительность приступа превышает 5 минут;

2)    если имеется нарушение дыхательных функций;

3)    если приход в сознание после приступа осуществляется слишком медленно;

4)    если приступы происходят серийно, один за другим;

5)    если эпилептический приступ случился в воде;

6)    если во время  приступа ребенок был травмирован [5].

Во всех остальных случаях не нужно обращаться на станцию «скорой помощи», не нужно вызывать бригаду врачей и тем более отправлять ребенка в стационар.  Помимо того, что в этом нет необходимости,  это психологически угнетающе действует на больных эпилепсией. Поэтому лучше дозвониться до родителей и вызвать их на место происшествия.

После  приступа  обычно наступает сон. До приезда родителей ребенка нужно уложить в  изолированном тихом помещении, где есть достаточный приток свежего воздуха. Но и во время сна желательно, чтобы за ним кто-то наблюдал, т.к. приступ может повториться, даже без пробуждения.

Если приступ происходит на глазах у других детей, не нужно акцентировать их внимание на этом. Вообще, не нужно лишний раз напоминать ребёнку о его недуге. Не следует обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребёнке. Не рекомендуется чрезмерная опека и излишние ограничения. Ребенок, страдающий эпилепсией, не должен быть «выключенным» из социума, он может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих сил (по согласованию с лечащим врачом).

Жить полноценно с эпилепсией - можно. И можно даже, будучи больным эпилепсией, приносить пользу обществу. Эпилепсией страдали Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог и многие другие великие люди.

Радует, что постепенно общество оборачивается к больным эпилепсией лицом. В Европе уже несколько лет действует программа «Эпилепсия - выход из тени». В России в 2009 году стартовал проект «Не бойся», целью которого является увеличение информированности общества обо всем, что касается этого заболевания, восстановление нормального социального статуса для больных эпилепсией [6].  Этот проект проводит работу по организации проведения радио- и телепрограмм, публикации статей в газетах и журналах на эту тему. Взаимодействие с этим проектом, несомненно, полезно для работников сферы образования.

Уже упомянутый ранее Н.А. Шнайдер в своем обращении к педагогам пишет: «Больной эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки. А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. И которая ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чём Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребёнка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Знайте, что в Ваших силах внести значимый вклад в то, чтобы ребёнок, больной эпилепсией, не вырос отстранённым от жизни»

Источники и литература:

1. Международная классификация болезней МКБ-10 //www.medicalib.ru/

2. Материалы Всероссийской 68-ой итоговой студенческой научной конференции им. Н.И.Пирогова (Томск, 20-22 апреля 2009 г.) : Под ред. В.В.Новицкого, Л.М.Огородовой. - Томск: СибГМУ, 2009. - 411 с.

3. Актуальные вопросы эпилептологии - стигматизация, качество жизни и реабилитация больных // www.hghltd.yandex.net/

4. Эпилепсия у ребёнка: советы воспитателям и учителям //www.krasmedic.ru/

5. Эпилепсия //www.medi.ru/

6. Проект «Не бойся» //www.epilepsy.su/

21 комментарий

  1. admin:

    Наталия, спасибо за статью и за Вашу работу!

  2. Татьяна П:

    Наталье Ефименко спасибо за участие в проблеме.
    Может автору отправить работу еще в «Учительскую газету» или газету «Первое сентября» для педагоов. http://ps.1september.ru/

    Тема нужная.

  3. Надежда:

    Наталья, от лица педагогов респект. Зачитаю работу на педсовете для ознакомления. В рамках инклюзивного образования это будет очень в тему.

  4. y.snoopy:

    Автору спасибо за статью. Чем больше педагогов подключается, тем дело будет продвигаться быстрее.

  5. Аня:

    Наталья, очень интересная статья. спасибо!

  6. Тульнова Ирина:

    Я со всем согласна, кроме одного: звонить нужно сразу в «Скорую» и родителям. Т.к. дорога всегда занимает какое-то время. Поэтому если подождать 5 минут, потом позвонить, потом дождаться приезда… А минуты потеряны!!! Это может быть жизненно важно!!!

  7. admin:

    От Ирины Тульновой ссылки еще.

    Сайт К-уроку.ru создан для помощи и обмена опытом, как молодым начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. У каждого педагога есть свои «изюминки», которыми он может не только поделиться с другими, обменяться материалами с коллегами, но и оставить комментарии к другим работам.
    http://www.nachalka.com/ — сайт «Начальная школа»

    http://vayu2006.narod.ru/ — сайт для учителей СНГ

    http://school.iot.ru/ — сайт методической поддержки учителей «Интернет-обучение»

    http://www.k-yroky.ru/ 20:41это спам
    http://www.newseducation.ru/ «Большая перемена» Здесь вы сможете узнать обо всем самом важном и интересном, о самом волнующем и наболевшем, о грустном и веселом, о серьезном и не очень… Словом, обо всем-всем-всем, что происходит сегодня в этом бескрайнем бушующем море под названием «Образование»!!!

    http://www.ug.ru/ «Учительская газета» (электронная версия).

    http://powerpoint4you.ru/ — Презентации по разным предметам, картинки для оформления презентаций, бесплатные шаблоны презентаций.

    http://www.openclass.ru/ — сайт «Открытый класс»

    http://www.it-n.ru/ — сеть творческих учителей
    привет! Классная статья!!! начала искать сайты, где можно разместить для учителей информацию
    Большое спасибо за работу!!! Это очень нужное дело!!!
    Думаю, что нужно распространить на других сайтах!

    mon.gov — Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
    school-collection.edu — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
    rost.ru/projects — Национальный проект «Образование».
    http://pedsovet.org/ — Педсовет.org
    http://pedsovet.su/ — сообщество взаимопомощи учителей
    http://www.uchportal.ru/ — учительский портал
    http://www.debryansk.ru/~lpsch/ — информационно-методический сайт учитель&ученик

  8. admin:

    Ирин, спасибо!

  9. Надежда:

    Ирина, спасибо за ссылки.

  10. Елена Хромова:

    Спасибо автору и администрации проекта за столь нужную и подробную информацию!Обязательно ознакомлю коллег педагогов.
    В газетах и на других сайтах следовало бы это разместить — будет многим полезно!

  11. Наталия Карпа:

    Спасибо всем. Я рада, что моя статья нужна, и что труд мой был не напрасен.

    Ирина Тульнова, я понимаю Вас прекрасно и разделяю Ваше беспокойство, но прошу учесть, что я в процессе работы над статьей брала информацию не из своей головы и высказывала не свое личное мнение, а читала мнения разных специалистов. И в этой статье я ссылаюсь на источники, на которые я опиралась, когда писала эту статью. Цифры, указанные в квадратных скобках, это как раз ссылки на источники. Т.к. их не опубликовали почему-то, я напишу сама:
    1. МКБ-10
    2. Материалы Всероссийской 68-ой итоговой студенческой научной конференции им. Н.И.Пирогова: Под ред. В.В.Новицкого, Л.М.Огородовой. — Томск: СибГМУ, 2009. — страницы
    3. Актуальные вопросы эпилептологии — стигматизация, качество жизни и реабилитация больных http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.epilepsia.su%2Farticle.php%3Fwhat%3D90&text=%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%2C%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%20%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&sign=bb3a3a75b3fd86c87d0f449322dec3c6&keyno=0
    4. http://www.krasmedic.ru/article/?idc=51&ids=&ida=531
    5. http://medi.ru/doc/140004.htm
    6. http://epilepsy.su/?p=641#more-641

    Т.е. перейдя по ссылке, которая стоит рядом с цифрой 5, Вы сможете прочитать, что на этом сайте специалисты по эпилепсии дают рекомендации именно такие, о которых я написала в статье. И мое мнение совпадает с мнением этих специалистов. Я считаю, что без вызова скорой можно обойтись, если приступ не сильно развернутый, короткий, «легкий», просто отключение сознания или абсанс, после которого человек приходит в себя и может себя контролировать. И если он не нанес себе травмы. У меня у самой, как Вы знаете, стоит диагноз эпилепсия, и я сколько раз сталкивалась с этим. Случается приступ — люди, не разобравшись, вызывают скорую, она увозит в больницу, там обкалывают какими-то препаратами…врачи ведь тоже не знают, какая форма эпи у тебя и колят в общем-то «наобум», в большинстве своем седативными препарами, от которых потом ОЧЕНЬ СИЛЬНО болит голова. Просыпаешься в незнакомом месте, рядом никого из родных, ибо не всегда людям приходит в голову мысль дозвониться до родственников…Голова гудит, ничего не понимаешь…Состояние ужасное. Чувствуешь себя каким-то дураком. Я не зря написала в статье, что такие ситуации действуют угнетающе…Это так и есть. Поэтому лучше носить с собой что-то типа визитки с номерами телефонов родственников. А в скорую звонить по каждому поводу смысла не вижу. Конечно, если приступ развернутый, с судорогами, с травмами, или когда приступы идут один за другим, или если приступ происходит в воде, или с беременной женщиной (я не стала приводить этот пункт в статье, потому что статья у меня про детей), — обязательно. Ну и если приступ происходит в первый раз. А так…Я просто сама прошла через это и могу уверенно сказать — у нас люди слишком полагаются на скорую. А в скорой работают те же люди. Да, они более подготовлены, но какая форма эпилепсии у тебя, они не знают. Человек же не носит с собой кучу справок. И колят то, что у них в данный момент из подходящего есть под рукой. (У меня муж работает в скорой, он может подтвердить). Потом везут в больницу, там тоже обколят по новой. В результате — после пробуждения ВОТ ТАКАЯ голова и угнетенное настроение.

  12. Аня:

    Наталья, вы все правильно пишите про скорую. полностью солидарна в этом вопросе. Скорая помощь при приступах — это вообще отдельная тема.

  13. admin:

    Наталья, спасибо за список литературы и ссылки, что написали.

    У меня их нет в исходнике( Я, видимо, не все сохранила. Если что еще надо добавить, напишите на почту мне, я обязательно добавлю. Сорри))))

  14. admin:

    Источники нашла, вставила в пост)

  15. Наталия Карпа:

    Ну вот и хорошо. Аня, спасибо за понимание.

  16. Наталия Карпа:

    Я попробовала выходить на эти учительские сайты, чтобы предложить там свою статью, но, к сожалению, ни на одном не поняла, как связаться с редколлегией. Буду рада помощи! Да, такие темы поднимать надо!

  17. Надежда:

    В учительскую газету вот сюда можно отправить e-mail: ug@ug.ru. Это адрес редакции. Наталия как-то писала, отвечают.

    Редакция журнала начальная школа e-mail: nsk@n-shkola.ru Туда тоже хорошо бы

  18. Светлана:

    «упомянутый ранее Н.А. Шнайдер» маленькая поправка, Шнайдер Наталья Алексеевна -женщина. 🙂

  19. Благодарю всех заинтересованных педагогов, медицинских сотрудников и родителей в решении проблемы социальной реабилитации школьников, страдающих эпилепсией. Эта темв, действительно, чрезвычайно актуальнв, но пока далека от разрешения.
    Особая признательность Светлане за восстановление моего имени:)
    Взаимопонимания, любви и добрв всем вам!
    Проф. Н.А. Шнайдер

  20. admin:

    Наталья Алексеевна, спасибо за добрые слова!

  21. Наталия Карпа:

    Ну вот, зашла, почитала. У меня почему-то в статье «упомянутая», видимо, я поправила. В печатном варианте тоже. Ну да, ладно. Хочу выразить личную благодарность Наталье Алексеевне, спасибо ей!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *